Любые RTS (стратегии в реальном времени) помогают развивать интеллект человека вообще и стратегическое мышление в частности. Ведь во время игры необходимо удерживать в памяти множество элементов и параллельно планировать свои действия не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Это если говорить научным языком. А говорить им нужно потому, что ученые заинтересовались этим вопросом и провели испытания.
Исследования о вреде и пользе компьютерных игр проводят регулярно, но до сих пор ученые не могут прийти к единому мнению, больше в них пользы или вреда
Всеми любимые, цитируемые и широко известные британские ученые совместно с коллегами из США провели ряд исследований на тему пользы и вреда компьютерных игр. В частности, проводилось сравнение развития человека в зависимости от того, во что он играет. Одна группа испытуемых должна была играть в StarCraft (как первую, так и вторую часть) на протяжении двух месяцев. Вторая группа играла в The Sims. В среднем на каждого человека из обеих групп потратили около 40 часов, изучая изменения в интеллекте и других показателях.
Группа игроков в The Sims не показала никаких особых достижений. Если изменения и были, то они мало отличались от естественного развития человека за те же два месяца. А вот играющие в StarCraft начали прогрессировать очень быстро. Особенно активно развивались познавательные функции, позволяющие быстро и качественно воспринимать новую информацию. Также значительно улучшились память и моторные функции. Рассмотрим игру и постараемся понять, в чем секрет.
Любая игра так или иначе развивает человека, а RTS делают это намного эффективнее, чем другие
Сюжетная линия в данном случае не играет особой роли, хотя она очень интересна и вплоть до самого конца буквально невозможно оторваться. Но нас интересуют непосредственно сами сражения. В игре представлены три фракции: Люди, Зерги и Протосы. Благодаря глобальным отличиям между ними активно включаются мышление и память, так как нужно учитывать и то, как максимально быстро и эффективно привести свою расу к победе, и скорость развития противников.
В игре есть множество различных построек и вариантов исследований. Все это нужно возводить и развивать. Но нужно учитывать, что, с одной стороны, сильная экономика позволит в дальнейшем построить большую армию, а науки увеличат ее силу еще больше. А с другой стороны, это понимает и противник. Если от Протосов в самом начале можно не ждать атакующих орд (хотя это вовсе не правило), то вот Зерги как раз любят уничтожать врага именно в самом начале партии. Развивать экономику в ущерб армии – не самое лучшее решение.
Кроме того, у многих солдат в игре есть свои уникальные способности, которые нужно использовать точно в нужное время, а это далеко не так просто. Бои протекают крайне динамично и требуют очень быстрой реакции.
Всего этого уже достаточно для того, чтобы совершенствоваться, иначе играть в StarCraft будет крайне сложно, а обе игры из этой серии действительно интересные. Умение быстро соображать, адаптироваться к ситуации и при этом продолжать планировать в долгосрочной перспективе очень пригодится и в реальной жизни. Ну и в других RTS, так как они все по основным элементам схожи друг с другом.
Иван Кабаков, сооснователь «ИгроМагаза»