нет
товаров
0

Как RTS помогают развивать стратегическое мышление (на примере игры «Старкрафт»)

25 сентября 2017

Любые RTS (стратегии в реальном времени) помогают развивать интеллект человека вообще и стратегическое мышление в частности. Ведь во время игры необходимо удерживать в памяти множество элементов и параллельно планировать свои действия не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Это если говорить научным языком. А говорить им нужно потому, что ученые заинтересовались этим вопросом и провели испытания.

Заставка из игры StarCraft

Исследования о вреде и пользе компьютерных игр проводят регулярно, но до сих пор ученые не могут прийти к единому мнению, больше в них пользы или вреда

Исследование

Всеми любимые, цитируемые и широко известные британские ученые совместно с коллегами из США провели ряд исследований на тему пользы и вреда компьютерных игр. В частности, проводилось сравнение развития человека в зависимости от того, во что он играет. Одна группа испытуемых должна была играть в StarCraft (как первую, так и вторую часть) на протяжении двух месяцев. Вторая группа играла в The Sims. В среднем на каждого человека из обеих групп потратили около 40 часов, изучая изменения в интеллекте и других показателях.

Группа игроков в The Sims не показала никаких особых достижений. Если изменения и были, то они мало отличались от естественного развития человека за те же два месяца. А вот играющие в StarCraft начали прогрессировать очень быстро. Особенно активно развивались познавательные функции, позволяющие быстро и качественно воспринимать новую информацию. Также значительно улучшились память и моторные функции. Рассмотрим игру и постараемся понять, в чем секрет.

Заставка из игры StarCraft II

Любая игра так или иначе развивает человека, а RTS делают это намного эффективнее, чем другие

Развивающая игра StarCraft

Сюжетная линия в данном случае не играет особой роли, хотя она очень интересна и вплоть до самого конца буквально невозможно оторваться. Но нас интересуют непосредственно сами сражения. В игре представлены три фракции: Люди, Зерги и Протосы. Благодаря глобальным отличиям между ними активно включаются мышление и память, так как нужно учитывать и то, как максимально быстро и эффективно привести свою расу к победе, и скорость развития противников.

  • У Людей очень много дистанционных видов вооружений и многофункциональной техники. Это позволяет гибко менять тактику во время боя. Оборонительные системы гармонично дополняются той же техникой, которая в стационарном режиме становится значительно сильнее.
  • Зерги выделяются в первую очередь массовостью и атакой в ближнем бою. Да, их солдаты достаточно слабы на дистанции, но их очень много. Если орда Зергов все же прорвется через линию и вступит в ближний бой, тут уже расклад сил меняется радикально. В отличие от Людей свои здания Зерги не строят, а выращивают, причем на поверхности, специально для этого модифицированной. То есть слишком быстро распространяться они не умеют, но зато могут создать огромную армию и уничтожить противника, пока тот достаточно слаб.
  • Протосы вообще ничего не строят. Все поставляется им с другой планеты посредством телепортов. Даже здания. Это сильные, но малочисленные воины. Среди всех игровых фракций они имеют самый долгий период развития. Если они наберут силу, то остановить их будет крайне сложно.

В игре есть множество различных построек и вариантов исследований. Все это нужно возводить и развивать. Но нужно учитывать, что, с одной стороны, сильная экономика позволит в дальнейшем построить большую армию, а науки увеличат ее силу еще больше. А с другой стороны, это понимает и противник. Если от Протосов в самом начале можно не ждать атакующих орд (хотя это вовсе не правило), то вот Зерги как раз любят уничтожать врага именно в самом начале партии. Развивать экономику в ущерб армии – не самое лучшее решение.

Кроме того, у многих солдат в игре есть свои уникальные способности, которые нужно использовать точно в нужное время, а это далеко не так просто. Бои протекают крайне динамично и требуют очень быстрой реакции.

Всего этого уже достаточно для того, чтобы совершенствоваться, иначе играть в StarCraft будет крайне сложно, а обе игры из этой серии действительно интересные. Умение быстро соображать, адаптироваться к ситуации и при этом продолжать планировать в долгосрочной перспективе очень пригодится и в реальной жизни. Ну и в других RTS, так как они все по основным элементам схожи друг с другом.

Иван Кабаков, сооснователь «ИгроМагаза»